Статья посвящена творчеству одного из наиболее значимых представителей польского
сюрреализма – Здиславу Бексински. Раскрываются основные периоды творческой биографии;
происходит обращение к деятелям искусства, повлиявшим на становление авторского стиля;
к художественным материалам, которым З. Бексински отдавал предпочтение. Внимание
уделяется дихотомии формы и содержания и оригинальному взгляду З. Бексински на нее,
считавшему, что основное значение имеет форма, но не содержание: форму создавал он сам, в
то время как содержание привносят уже зрители. В статье представлен искусствоведческий
анализ трех произведений З. Бексински, итог которого таков: в ситуации, когда бог распят и не
воскрес, когда у человека потеряна последняя надежда на спасение, когда его силы ничтожны
перед лицом неизвестного ужасающего противника, все, что остается – помнить об этой
ситуации в каждый момент времени, стараться найти защиту для себя и ближних, не давая
окаменеть от ужаса действительности. Финальное осмысление творчества З. Бексински
происходит через призму концепции искусства «после Освенцима»