Рассматривается важная для современного общества и образования проблема развития нравственности учащихся в деятельности учителя. Показывается, что происходящие в мире геополитические процессы и социально-экономические преобразования приводят к тому, что человек оказывается в ситуации нравственной неопределенности. Обосновывается, что человечность, предстающая как цель личности, как цель других, адекватна современным представлениям о деятельности учителя, ориентированной на развитие нравственности учащихся. Представляется многоуровневый характер моральной рефлексии учителя как механизма морального выбора, показывается внутренняя связь между уровнями моральной рефлексии и назначение движения знания по уровням такой рефлексии учителя. Показывается значение двустороннего действия золотого правила нравственности в развитии нравственности учащихся, в нормализации отношений учащихся к миру, к людям и к себе в нравственно-педагогическом взаимодействии