В авторефератах докторских диссертаций последних лет акцентируется теснейшая связь языка с культурой его носителей и прослеживаются попытки вы-явить и объяснить особенности «глубинной» жизни языка, т.е. того, что обеспечивает способность языка быть инструментом познания и общения. Последнее приводит к фокусированию на категориях разного рода как «идеях» за пределами языковых форм, увязывающих языковые единицы с эмоционально-оценочно помеченными перцептивными и когнитивными опорами для процессов познания и для взаимопонимания между носителями различающихся языков и культур. Для разработки общей теории функционирования языка, способной объяснить сложное взаимодействие социального и индивидуального аспектов его «двойной жизни», необходима реализация мультидисциплинарного проекта с опорой на совокупный общетеоретический потенциал результатов уже проведённых научных изысканий