Русская крестьянская картина мира строилась на взаимодействии и противодействии двух
внутренних альтернатив: «мирской» (общинной) и государственной. Община, возникнув
на Руси в XIII–XIV вв., заняла центральное место во всех сферах жизни крестьянина, став
и самоуправляющимся автономным «миром», и экономическим институтом, и религиозным
единством — церковным приходом. Да и само государство воспринималось крестьянами как
большая община. В эпоху крепостничества община, юридически лишенная всякой защиты,
в понимании крестьян становится единственным источником легитимности. Она, опираясь
на присутствующий в сознании крестьян образ должного государства, борется за самоуправление и «черный передел» как справедливое землеустройство, и крестьянские бунты в России
не затихают.
Помимо малоземелья, частично смягчаемого только колонистским движением в восточные
регионы Российской империи, продолжающимся напряжением между «миром» и государством, причиной революционизации крестьянской общины к XX в. стало определенное иска-
жение ее приходского начала с заметным ослаблением религиозности крестьян, без которой
«мирская» альтернатива превращалась в самоцель. И на крестьян рубежа ХIХ и ХХ вв. сильнее подействовала пропаганда провокаторов-революционеров, призывавших к насильственно-
му «черному переделу».
После 1917 г., приняв «черный передел» от безбожного советского государства, община утратила свой идеальный смысл, а баланс между мирской и государственной альтернативами
в крестьянской картине мира был нарушен. В результате община, приняв в 1920-е гг. советское государство как свое, а государственный атеизм как «государственную религию», оказывается неготовой противостоять коллективизации. Впервые за века крестьяне не ожидают
от государства враждебных действий, и именно тогда получают от него удар в спину