В статье предлагается новый взгляд на феномен этносферы на материалах постсоветской Бурятии. Хотя этничность в России деполитизируется в течение последних
почти двух десятилетий, тем не менее она остается одной из основных социальных
идентичностей, проявляясь в настоящее время не в политическом, а в культурном
пространстве. Автор полагает, что, утратив политическое содержание и пафос периода этнической мобилизации (с конца 1980-х до 2000 года), идеи этнонационального
возрождения и этнической консолидации нашли выражение и воплощение в художественной культуре. Деятели различных областей художественного творчества – живописи, прозы и поэзии, театра, музыки, кино – находятся в поисках путей и форм,
позволяющих успешно связать этнические культурные традиции с современными художественными средствами выражения. При этом сюжеты разнообразны, но соответствуют темам бурятской идеологии: великое прошлое, реальные исторические и
фольклорные национальные герои, духовность и религиозность, спасение этнического языка, сохранение традиционной экономики, поддержание связей с монгольской общностью