Цель статьи — выявление особенностей предложений по модификации концепции постоянного
представительства в условиях цифровой экономики, а также их отличий от традиционной концепции постоянного представительства. Предметом исследования
является сравнительный анализ концепций цифрового присутствия, направленный на поиск новых факторов распределения налоговых доходов между государствами, в которых действуют цифровые предприятия. Развитие цифровой экономики обусловливает
необходимость пересмотра традиционных подходов к налогообложению постоянного представительства в доктрине налогового права и в налоговом законодательстве. В статье рассмотрены доктринальные подходы к концепции постоянного представительства
в условиях цифровой экономики, а также предложения ОЭСР и Европейской комиссии. В основе дискуссии лежит вопрос о том, остается ли классическая концепция
постоянного представительства основанием налогообложения у источника для транснациональных цифровых предприятий. Сравнительный анализ международной и европейской практики показывает, что концепция постоянного представительства основывается на минимальном уровне присутствия нерезидента в стране, необходимом
для налогообложения. Это связано с тем, что основной особенностью функционирования
цифровых предприятий, важной для налогового права, является отсутствие
необходимости их физического присутствия в государстве