Статья посвящена анализу коммуникативной нормы и отклонений от нее в неформальном русскоязычном общении на материале детской речи, в частности исследованию правил речевого поведения в интересах слушающего и реализации этикетных жанров в детском, детско-родительском и подростковом диалоге. На материале
аутентичных детских высказываний, зафиксированных на красноярском форуме
«Krasmama», и текстов современной русской литературы для детей проведен анализ
правил речевого поведения как параметров коммуникативной ситуации. Рассмотрен механизм коммуникативных ошибок, реконструированы коммуникативные
сценарии соблюдения и нарушения правил речевого поведения. Особое внимание
уделено этикетным высказываниям, имеющим цель воздействия на адресата или
манипуляции. В результате обнаружено, что для детской речи характерны неосознанные нарушения коммуникативных норм и, в частности, правил речевого поведения в интересах слушающего. Причиной ошибок может стать подражание взрослой
неформальной, сниженной речи. С другой стороны, следование коммуникативной
норме, а именно соблюдение правил речевого поведения и употребление этикетных
речевых жанров в детско-родительской коммуникации, приводит к неоднозначным
результатам и может свидетельствовать об осознанном намерении ребенка воздействовать на взрослого или манипулировать им. Этикетные высказывания в устах
ребенка являются маркерами взрослой речи. В общении между детьми, а особенно
между подростками, как показывает анализ текстов современной литературы для
детей, неуместное соблюдение этикетных норм может сигнализировать о скрытых
целях автора, еще неизвестных адресату (воздействие, манипуляция), либо о коммуникативной ошибке