Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
596 024

Коммуникативная норма в неформальном русскоязычном общении: специфика детской речи

Дата публикации: 2019-12

Дата публикации в реестре: 2020-06-02T17:13:58Z

Аннотация:

Статья посвящена анализу коммуникативной нормы и отклонений от нее в неформальном русскоязычном общении на материале детской речи, в частности исследованию правил речевого поведения в интересах слушающего и реализации этикетных жанров в детском, детско-родительском и подростковом диалоге. На материале аутентичных детских высказываний, зафиксированных на красноярском форуме «Krasmama», и текстов современной русской литературы для детей проведен анализ правил речевого поведения как параметров коммуникативной ситуации. Рассмотрен механизм коммуникативных ошибок, реконструированы коммуникативные сценарии соблюдения и нарушения правил речевого поведения. Особое внимание уделено этикетным высказываниям, имеющим цель воздействия на адресата или манипуляции. В результате обнаружено, что для детской речи характерны неосознанные нарушения коммуникативных норм и, в частности, правил речевого поведения в интересах слушающего. Причиной ошибок может стать подражание взрослой неформальной, сниженной речи. С другой стороны, следование коммуникативной норме, а именно соблюдение правил речевого поведения и употребление этикетных речевых жанров в детско-родительской коммуникации, приводит к неоднозначным результатам и может свидетельствовать об осознанном намерении ребенка воздействовать на взрослого или манипулировать им. Этикетные высказывания в устах ребенка являются маркерами взрослой речи. В общении между детьми, а особенно между подростками, как показывает анализ текстов современной литературы для детей, неуместное соблюдение этикетных норм может сигнализировать о скрытых целях автора, еще неизвестных адресату (воздействие, манипуляция), либо о коммуникативной ошибке

Тип: Journal Article


Связанные документы (рекомендация CORE)