Актуальность исследования обусловлена деструктивным влиянием
на человека в его духовной и телесной целостности цифровизации общества,
глобализационных процессов, технологического и социального прогресса.
Это, прежде всего, такие факторы, как виртуализация сознания индивида,
киборгизация, потеря субъектности в процессе слияния с информационными
машинными комплексами, генная инженерия, клонирование, фармацевтическое
модифицирующее влияние. Обосновано, что современному усложняющемуся
для описания социокультурному пространству адекватна широкая трактовка
образовательно-педагогического дискурса, что делает его синонимичным такой
базовой для педагогической науки категории, как педагогический процесс.
Отмеченная тенденция оценивается как негативная, так как уходит категориальная
ценность базовых для педагогики понятий, размывается предмет педагогической
науки в системе наук о человеке. Поэтому предложено узкоспециализированное
определение специфических особенностей педагогического дискурса. Сделан
вывод о том, что педагогическая категория «зона ближайшего развития» в ее
социокультурной ипостаси способствует обозначению таких особенностей,
акцентированию внимания на специфических педагогических задачах. Например,
ориентация на зону ближайшего развития индивида в процессе его постоянного
развития и саморазвития предполагает перманентную диагностическую коррекцию
со стороны педагога. Это благоприятствует согласованности транслируемого
социокультурного опыта с жизненным опытом обучаемого, эмоциональному
«включению» последнего в учебно-воспитательный процесс