В статье анализируются концепции "справедливой войны" от эпохи Средневековья до XXI в. Делается вывод о том, что современные трактовки «справедливой войны» имеют в качестве истока ее средневековые концепции, однако они представляют собой попытку выстроить концепцию этой войны на новых основаниях. Раскрывается сущность языковой проблемы трактовки: концепт bellum justum в традиции русского языка переводится как "справедливая война", а в традиции английского – как "законная война". На основании этого делается вывод об амбивалентности современных концепций "справедливой войны". "Кризис политического" был определен как результат вытеснения экономикой политики; нивелирования насильственных форм контроля и подавления в стремлении достижения порядка как иллюзорной безопасности. В результате "кризиса политического" "гуманитарные" войны под видом современной "справедливой" войны перенимают эстафету у религиозных войн, отменяющих главную цель войны: достижение мира, что в принципе обрекает все современные типы войн на тотальность как бесконечность. Именно с возвращением "справедливой войны" было связано возникновение в современном мире угрозы "тотальной" войны. Анализ современных теорий "справедливой войны" позволил увидеть как неочевидность ее этической достоверности, так и раскрыть нравственный и правовой смысл этой концепции, позволяющей рационализировать ее нормативные ограничения.