Дата публикации: 2020
Дата публикации в реестре: 2020-08-03T12:18:37Z
Аннотация:Аннотация Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодёжи в России и КНР Томашук Светлана Михайловна магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент социальных наук. Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Департамента социальных наук Купряшкин Илья Владимирович В настоящее время в мире наблюдается тенденция активизации взаимодействия между людьми совершенно разных ценностей, убеждений и верований. Понимание ценностей народов другой культуры важно для решения задач образовательного процесса и межкультурной коммуникации. Данная работа посвящена изучение ценностных ориентаций молодёжи в России и КНР. Объектом исследования является молодёжь России и КНР как социально-демографическая группа. Предметом исследования выступают ценностные ориентации молодежи России и КНР. Цель данной работы – изучить ценностные ориентации российской и китайской молодёжи (на примере студентов) и провести сравнительный анализ. Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач: - проанализировать теоретико-методологические основы изучения ценностей, ценностных ориентаций, молодёжи; - уточнить дефиниции «ценности», «ценностные ориентации», «молодёжь», «студенческая молодёжь»; - исследовать ценностные ориентации молодёжи России и КНР на основе анализа научной литературы; - по результатам эмпирического исследования выявить особенности ценностных ориентаций студенческой молодёжи г. Владивостока и г. Шанхая. - разработать рекомендации и предложения по внедрению результатов исследования в образовательную практику по направлению «Социология», «Международные отношения» и др. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов научного исследования в частности, метод анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации. Сравнительно- исторический метод для изучения подходов к определению понятий «ценности», «ценностные ориентации», «молодёжь». В работе нашли применение методы научного обобщения и метод вторичного анализа результатов эмпирических исследований о ценностных ориентациях российской и китайской молодёжи. Методы эмпирического исследования, в том числе метод опроса для изучения ценностных ориентаций студенческой молодёжи г. Владивостока и г. Шанхая. . Опрос респондентов проходил в два этапа. На первом этапе нами были опрошены китайские студенты в Шанхае, на втором – российские во Владивостоке. Опрос китайских студентов в КНР (г. Шанхай) проводился с помощью рассылки анкет, переведенной на китайский язык, в мессенджере WeChat. Респондентами были студенты Шанхайского университета международных исследований. Опрос российских студентов проводился в ДВФУ в начале 2020 года в формате очного анкетирования и онлайн – анкетирования на платформе Google Forms. Обработка анкет и анализ полученных данных был выполнен в программе SPSS Statistics 22. Выборка исследования составила 418 человек, среди которых 209 российских студентов и 209 китайских. По возрасту респонденты были разделены на три группы: 18-20 лет, 21-24 и старше 25 лет. В целом, можно отметить, что для современного поколения студенческой молодёжи двух стран более значимы ценности, направленные на успешность и достижение высокого социального статуса. Возрастающую роль данного типа ценностей подтверждают ответы респондентов на вопросы о планах на ближайшее время, о решающих факторах при выборе работы, о ключевых показателях успешности человека. При ответах на данные вопросы студенческая молодёжь отмечает значимость личностного развития, материального благосостояния, физического здоровья. Приоритет данных ценностей для студенческой молодёжи обусловлен экономической и культурной глобализацией, вестернизацией современного общества. Однозначно положительно или негативно оценить данные изменения не представляется возможным. Стоит только отметить, что важно для РФ на государственном уровне формировать и укреплять традиционные ценности российской культуры в сознании подрастающего поколения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ высшего профессионального образования по курсам: социология молодёжи; общая социология; межкультурная коммуникация и др. Представленные данные могут иметь практическую значимость для департамента по делам молодёжи в целях разработки стратегии социальной политики в отношении студенческой молодёжи. Также результаты эмпирического исследования могут быть использованы Ассоциацией российских и иностранных студентов ДВФУ.
Тип: магистерская диссертация