Движения глаз могут отражать релевантную информацию о функциональном
состоянии некоторых когнитивных функций. Взаимосвязь движений глаз и когнитивных
процессов основана на анатомо-функциональном перекрытии контролирующих их структур
в различных отделах головного мозга. С движениями глаз связаны многие формы активности
человека, в том числе и чтение. Навык чтения складывается из двух компонентов: техника чтения
(моторный компонент) и понимание читаемого текста (когнитивный компонент). Регистрация
и интерпретация глазодвигательных реакций представляют собой полезный инструмент для
изучения процессов чтения. В нашем исследовании получена характеристика саккадического
и фиксационного компонентов движений глаз у школьников 7-8 лет с неудовлетворительным
уровнем понимания читаемого текста, с выделением трех групп на основе качества ответа на
вопрос (не давшие ответ, давшие неправильный ответ или справившиеся с задачей только после
подсказки). Установлены особенности этих групп по амплитуде и скорости про- и регрессивных
саккад, а также средней продолжительности фиксаций на слово. Исходя из полученных
результатов, можно охарактеризовать группы учеников, испытавших сложность с пониманием
смысла читаемого текста или формулировкой ответа на смысловой вопрос, через параметры
движений глаз. Полученные результаты вносят вклад в понимание разных типов когнитивных
стратегий чтения, что представляется полезным для построения индивидуальных траекторий
обучения школьников начальных классов такому важному навыку, как чтение, необходимому
для успешного социального функционирования