Практически ни один вид судопроизводства не обходится без привлечения экспертов для производства экспертного исследования или специалистов для
консультации. В этой связи весьма остро встает вопрос определения компетентности этих субъектов лицами, ведущими процесс, не обладающими специальными знаниями в той области, в которой специализируется сведущее лицо. Автором
определяется компетентность судебного эксперта и перечисляются иные требования к эксперту как участнику судопроизводства. На формирование компетентности
в первую очередь влияет уровень подготовки, образование эксперта или специалиста. Основное внимание уделяется раскрытию основных путей первоначальной
подготовки и переподготовки судебных экспертов на современном этапе: традиционный путь подготовки экспертов; специалитет по специальности «Судебная экспертиза»; магистратура по программам экспертных специальностей. Анализируются существующие виды подготовки и переподготовки судебных экспертов в России
и некоторых зарубежных странах, в том числе странах – участницах Евразийского
экономического союза (ЕАЭС). Традиционный путь подготовки судебных экспертов и обучение по программе специалитета раскрываются исходя из исторической
обусловленности и необходимости подготовки специалистов для осуществления
судебно-экспертной
деятельности. Выделяются позитивные и негативные черты
направлений подготовки с учетом их влияния на формирование компетентности
судебного эксперта. Автор подчеркивает необходимость развития существующих
форм первоначальной подготовки судебных экспертов с учетом достоинств и недостатков каждой из них. Сделан вывод о необходимости применения субъектного
критерия в целях определения эффективной формы подготовки судебных экспертов