Дата публикации: 2020
Дата публикации в реестре: 2021-01-19T17:40:25Z
Аннотация:Современное образовательное пространство характеризуется множественностью дискурса, интерпретации, открытостью, эклектицизмом, плюралистичностью, междисциплинарностью, нелинейностью. Эти черты проявляются в разной степени, но во всех странах мира: индивидуальное построение содержания, опора на опыт субъекта, изменчивость содержания, вариативность становятся залогом качественного образования. Обращение к цифровым инструментам, действительно, позволяет использовать умение и желание учащихся работать в информационном пространстве, приобретать новые знания, опираясь на собственный опыт. В соответствии с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года" актуальными для всех образовательных институтов становятся вопросы "разработки и внедрения образовательных модулей в рамках образовательных программ всех уровней образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для получения гражданами знаний, приобретения ими компетенций и навыков в области математики, программирования, анализа данных, машинного обучения, способствующих развитию искусственного интеллекта". Отмечается, что приоритетное значение приобретает конвергентное знание, обеспечиваемое в том числе за счёт интеграции математического, естественно-научного и социально-гуманитарного образования. Однако существует ряд проблем, вызванных недостаточностью исследований вопросов влияния интернет-коммуникаций на развитие личности, процессы воспитания и обучения школьников; определения соотношений технологического и этического аспектов владения цифровыми технологиями; целей и форм взаимодействия педагога с обучающимся в условиях цифровизации; технологии организации учебной деятельности с использованием цифровых инструментов; качества образовательного медиаконтента; проектирования научно обоснованной стратегии педагогического сопровождения учителя. Важно понять, в какой мере использование цифровых инструментов в преподавании русского языка и литературы в основной школе отвечают поставленным задачам и оказывает поддержку в вопросах воспитания языковой личности обучающихся. В статье приводятся и анализируются конкретные примеры использования цифровых инструментов на уроках русского языка и литературы в основной и старшей школе, описываются преимущества и недостатки разных форм взаимодействия. Практическая значимость определяется направленностью на конструирование опыта использования цифровых инструментов учителем-словесником. Исследование подтверждает неэффективность полного отказа от традиционных методических ресурсов в связи с аксиологической составляющей курсов русского языка и литературы. Подчёркивается необходимость комплексного подхода к изучению проблемы совместно со специалистами других отраслей педагогических наук. Методами исследования являются метод концептуализации понятий, метод критической интерпретации, обзорный метод.
Тип: article