Цель данной статьи – показать динамику изменений в отношении
к языкам коренных народов в СССР и Российской Федерации. Поскольку языковые установки редко становились специальным объектом исследования в российской социолингвистике, в статье рассматриваются теоретические вопросы
интерпретации и принадлежности языковых установок. Автор кратко описывает
отношение к языкам коренных народов в СССР и Российской Федерации и его
тесную связь с государственной языковой политикой. В качестве аргумента, подтверждающего изменение языковых установок, автор приводит результаты психосоциолингвистического эксперимента, проведенного в Республике Бурятия в 2013
году. Более подробно тезис о позитивной динамике в области отношения к миноритарным языкам аргументируется на примере языков народов Севера и системе
школьного образования на севере (школах-интернатах)
в России и Финляндии.
Автор приходит к выводу, что если Финляндия перешла к практическим мерам
по сохранению и развитию саамского языка, то в России соответствующие изменения можно наблюдать только на уровне отношения к языкам коренных народов,
в то время как большинство языков народов Севера находится на разных стадиях
языкового сдвига. В целом, в статье делается вывод о двух противоположных
тенденциях в России: одна направлена на политику централизации и поддержки
государственного (русского) языка, другая проявляется в постепенном изменении
языковых установок в сторону большей толерантности и признания языкового разнообразия и росте языкового активизма, направленного на защиту и продвижение языков коренных народов