Дата публикации: 2020
Дата публикации в реестре: 2021-01-19T20:19:03Z
Аннотация:Отсутствие согласия в обществе по важнейшим проблемам истории негативно сказывается на формировании коллективной памяти молодого поколения. Социализация миллениалов (в терминах Н. Хоува и У. Штрауса) имеет специфические особенности, которые становятся главным инструментом формирования новой коллективной идентичности. В эпоху постмодерна общество сталкивается с целым рядом рисков и нуждается в рекомендациях по их нивелированию. Цель данной статьи – выявить особенности коллективной памяти студенческой молодежи на примере восприятия событий Великой Отечественной войны (ВОВ) в условиях сверхтолерантного постмодернистского общества. В качестве методологической основы исследования были избраны концепция социального конструирования (П. Бергер, Т. Лукман), концепция коллективной памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, А. Ассман), а также постструктуралистское направление постмодернизма (З. Бауман, Ж. Бодрийяр). Эмпирическую базу исследования составили результаты масштабного научно-исследовательского проекта Российского общества социологов «Российское студенчество о Великой Отечественной войне», имеющего пятнадцатилетнюю историю. Для обработки полученных данных использовался программный продукт Vortex 10. Для изучения особенностей восприятия молодыми людьми событий военных лет выбраны проблемные вопросы, актуализированные современными социально-политическими процессами. В ходе исследования выявлены предпосылки отчуждения поколений (отсутствие обсуждения событий с родственниками), а также некоторые несоответствия представлений молодых людей о роли стран-участниц ВОВ реальной исторической действительности. Новизну результатов предопределило выявление особенностей в представлениях гражданской и военной молодежи, касающихся спорных вопросов истории, объясняющихся различиями в образовательной среде. Кроме того, показаны различия в представлениях о патриотизме в двух молодежных группах и предложены атрибутивные маркеры концепта «патриотизм». Полученные результаты могут представлять интерес для исследователей, занимающихся изучением проблем молодежи.
Тип: Article
Права: open access