Важность аналитико-синтетической деятельности в постижении ребенком звуковой стороны языка отмечалась еще в трудах К. Д. Ушинского, который рассматривал анализ и синтез как важнейшие умения ребенка при обучении его чтению и приобщению к отечественному языку и культуре народа в целом. Выдающиеся лингвисты и методисты связывают развитие аналитико-синтетической активности старших дошкольников с овладением ими орфографической грамотностью в обучении в школе. В свете поставленной проблемы проанализированы государственный образовательный стандарт и примерные образовательные программы дошкольного образования, а также изыскания психологов, методистов и лингвистов. Выявлены недостатки в организации воспитательно-образовательного процесса, которые приводят к нежелательным результатам овладения фонетической стороной языка. Уточнен лингвистический и методический терминологический аппарат, описаны направления работы по развитию умений звукового анализа и синтеза и перечислены основные приемы, направленные на развитие звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста. Сделан вывод о взаимосвязи развития умений звукового анализа и синтеза и будущей орфографической грамотности ребенка.