Статья посвящена проблеме формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения. Анализируется соотношение понятий "компетенция" и "компетентность", выявляется, с одной стороны, сходство составных компонентов этих понятий, которое реализуется во включенности в них таких базовых элементов, как способности, знания, умения, навыки, с другой стороны, их различие, которое обусловлено приобретенным опытом в определенной деятельности. Анализируются соотношение понятий "читательская компетентность" и "читательская компетенция". Описывается структура читательской компетенции, включающая следующие компоненты: мотивационный, эмоционально-ценностный, когнитивный и деятельностный. Исследуются некоторые аспекты формирования читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Выявляются факторы, усложняющие формирование основ читательской компетенции младших школьников, такие как вариативность содержательных компонентов ФГОС НОО, последствия смены основных образовательных ориентиров, влияние принятой в нашей стране аттестационной системы школьников.