Автор обращается к проблеме формирования читательских умений у обучающихся на уровне основного общего образования при работе с текстом на уроках русского языка. В статье анализируется методический аппарат учебников по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, определяются знания о тексте, осваиваемые учащимися основной школы, формируемые языковые умения в соотношении с читательскими умениями, доказывается, что эти умения определяют формирование читательской грамотности как качества, связанного с осознанным восприятием и порождением текста. Описывается система заданий, направленных на работу с текстом, в том числе с лингвистическим текстом. Опираясь на позиции исследователей, интерпретирующих результаты, демонстрируемые российскими школьниками в PIRLS и PISA, автор высказывает предложение, что последовательная реализация методического аппарата данных учебников позволит обеспечить динамику в формировании читательской грамотности у учащихся основной школы.