В работе раскрывается понятие гражданско-патриотического воспитания старшеклассников. Рассматривается воспитательный потенциал образов исторических деятелей, и его значение для патриотического воспитания современных школьников. В образовательном пространстве есть национальный воспитательный идеал, но не названы имена исторических личностей, достигших этого идеала. На общероссийском уровне создать такой перечень национальных героев не представляется возможным в связи с запретом на государственную идеологию, но государство, поддерживая идеологическое многообразие, побуждает народ как источник власти к формированию своеобразных локальных обществ со своей идеологией. Так школа вместе с родительским сообществом, общественными и религиозными организациями может выбрать исторических деятелей, соответствующих национальному воспитательному идеалу, и на их примере формировать гармонично-развитую личность в процессе внеурочной деятельности. Автор делает вывод о том, что на нас потомках и преемниках достижений Русской цивилизации лежит огромная ответственность: сохранить и передать грядущим поколениям великое отечественное и мировое наследие, опираясь на идейно-бесконфликтное средство патриотического воспитания на примере обще-почитаемых личностей, при взаимодействии поколений семьи, общества, государства и Церкви.