В рамках концепции жизненного цикла товара дана характеристика фаз жизненного цикла. Рассмотрены существующие модели стратегического анализа и планирования, основанные на концепции жизненного цикла товара и конкурентном положении вида бизнеса - Hofer/Schendel и ADL/LC с учетом предлагаемых этими моделями типов идеального бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия.
Предложен авторский подход к формированию стратегии диверсификации отдельного вида бизнеса диверсифицированного предприятия, основанный на концепции жизненного цикла товара. Рекомендовано использование двойственной модели жизненного цикла, в основу которой положены жизненный цикл отдельного вида бизнеса диверсифицированного предприятия и жизненный цикл отрасли, в которой этот вид бизнеса функционирует. С помощью двойственной модели обоснованы стратегии некоторых видов бизнеса ЧУП “Гомельский завод торгового оборудования”.