В статье анализируется процесс становления идеи праведничества в мировоззрении и творчестве Н. С. Лескова. Исследуется ее связь с центральной в 1860-х гг.
общественно-политической и эстетической проблемой народности. Отмечается идейное влияние литературоведческой мифологической школы на представление Лескова о сущности народной жизни и своеобразие лесковской трактовки народности в начале его творческого пути. Рассматриваются общественно-политические и нравственно-этические позиции Лескова в дискуссиях с представителями демократической критики и культурно-исторической литературоведческой школы о проблемах народности. Прослеживаются основные этапы идейного расхождения Лескова с Ф.М. Достоевским по вопросу о народном идеале и православии. Доказывается внеконфессиональная природа представлений Лескова о праведности и идейная близость лесковской идеи праведничества и толстовства.
В статье анализируется процесс становления идеи праведничества в мировоззрении и творчестве Н. С. Лескова. Исследуется ее связь с центральной в 1860-х гг.
общественно-политической и эстетической проблемой народности. Отмечается идейное влияние литературоведческой мифологической школы на представление Лескова о сущности народной жизни и своеобразие лесковской трактовки народности в начале его творческого пути. Рассматриваются общественно-политические и нравственно-этические позиции Лескова в дискуссиях с представителями демократической критики и культурно-исторической литературоведческой школы о проблемах народности. Прослеживаются основные этапы идейного расхождения Лескова с Ф.М. Достоевским по вопросу о народном идеале и православии. Доказывается внеконфессиональная природа представлений Лескова о праведности и идейная близость лесковской идеи праведничества и толстовства.