Данная статья посвящена описанию словообразовательных пар, выступающих как неотъемлемые компоненты при моделировании различных фрагментов синтезированных лексико-словообразовательных гнезд. Сопоставительный анализ словообразовательных подсистем русского литературного языка и говоров позволяет выявить и описать различные типы словообразовательных пар с учетом формально-смысловых особенностей, связыва¬ющих производящее и производное, а также их положением в соответствующей подсистеме: словообразовательные пары, члены которых относятся к разным подсистемам языка; лек¬сико-словообразовательные пары как объеди¬нения однокоренных слов с наличием единицы, выражающей когнитивно значимую семантику; собственно диалектные словообразовательные пары. При сопоставлении системы литературного языка и говоров особое значение имеет выявление единиц с когнитивно значимой семантикой, не имеющих в системе литературного языка однословного выражения.