Статья посвящена раскрытию проблем психического развития недоношенных и доношенных маловесных и маленьких для гестационного возраста детей. Задержка роста и развития плода приводит к нарушению социально-психологической адаптации, что оказывает влияние на всю последующую жизнь ребенка. Нарушение механизмов адаптации в дальнейшем отражается на развитии формирующейся личности в целом, приводя к нарушениям социализации и деструктивному поведению. В статье рассматриваются особенности готовности к школьному обучению, поведенческие расстройства, самореализация детей, родившихся с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР), на различных этапах онтогенеза. Проанализированы сравнительные характеристики данных проблем у доношенных и недоношенных детей, масса тела которых соответствует гестационному возрасту по сравнению с маловесными и маленькими для гестационного возраста детьми