Исходным мотивом статьи является смещение исследовательских интересов философского сообщества в направлении так называемой гендерной проблематики и попыток создания “женской теологии", осмысления “женской стороны’’ творения. Не считая такую переакцентацию в осмыслении Божества принципиально невозможной, мы в своей статье представляем как некорректный опыт русских религиозных философов ХIХ - XX вв., создававших учение о Софии, как женской ипостаси Божественного фона.
Исследование, результаты которого представлены в статье, обнаружило вполне определенную предпосылочность софиологических построений русских мыслителей. Вынося за скобки инокультурные влияния на русских софиологов, мы обнаруживаем самобытно-славянские культурно-исторические архетипы сакрализации женского начала в древнерусском и средневековом сознании.
В статье исследуется проблема преемственности учения о Софии как с мифологическим натурализмом русского язычества, так и с русской народной религией, воспитывающими культ святой Параскевы-Пятницы, религию Богоматери, почитание образа Девы Марии и т.п. Онтологическое всеединство мифорелигиозного сознания стало той архетипической интенцией, которая побуждала русских мыслителей видеть в Софии посредника между двумя мирами: сакральным и профанным. Учение о Софии оказалось, таким образом, философской транспозицией языческо-христианского симбиоза, попыткой связать два мировоззрения. Русским православным богословием была отмечена неортодоксальность софиологии, ее несовместимость с религиозной картой мира.