В статье дается описание источников, разнообразных по содержанию и характеру, используемых для изучения проблемы общественно-политического движения учительства Беларуси во
второй половине ХІХ – начале ХХ в. Подчеркивается, что источниковая база служит не только
важным средством исторического познания неизвестных фактов и событий, но порой используется для переосмысления и уточнения выводов, которые были сделаны предыдущими исследователями. Автор анализирует опубликованные и неопубликованные документы и материалы, которые условно делит на несколько групп: законодательные акты Российской империи, материалы официального делопроизводства, статистические документы, источники личного происхождения, периодическая печать. Обращается внимание на то, что всесторонне и комплексное изучение научной проблемы требует введения в научный оборот в первую очередь неопубликованных документов, которые хранятся в исторических архивах Беларуси, Литвы и России. Определяются информационные возможности и содержательная насыщенность данных материалов, которые в большинстве своем написаны с позиций официальной идеологии и содержат своебразную печать эпохи.