В статье рассматриваются теоретические основания освоения второго (иностранного) языка в сопоставлении с освоением первого (родного) языка, сформулированные основоположниками этой прикладной лингвистической дисциплины - SLA. В качестве исходного принципа избираются положения универсальной грамматики Н. Хомского и языковой компетентности изучающих иностранный язык. На этом основании уже на начальном этапе исследование становится мультидисциплинарным, но, безусловно, язык - его основной объект. Полагаем, что типологические различия между языками - родным и иностранным неизбежно играют важную роль в ходе активного освоения второго языка. Сходства и различия между языками выявляются и нивелируются за счет общих когнитивных механизмов человеческого познания, хотя освоение иностранного языка более активно проходит в детском возрасте и в соответствующей коммуникативной среде. Обширная литература по вопросу отражает современное положение дел и различает обучение и освоение второго иностранного языка, поскольку различаются интенции обучающих и обучающихся.