Изучаются путевые заметки и дневники христианских паломников, побывавших в Палестине в конце XIX - начале XX веков. Анализируются текстовые фрагменты, содержащие упоминания о евреях. Новизна исследования видится в том, что эго-документы рассматриваются не как источник исторических данных о паломничестве, а как письменные свидетельства бытовавших в обозначенный период представлений об иных этнических / религиозных группах. Актуальность исследования обусловлена тем, что выявляются механизмы разграничения «своих» и «чужих». Доказывается, что евреи оказываются теми акторами, по отношению к которым если не выстраивается, то укрепляется собственная идентичность христианских паломников из Российской империи. Контент-анализ проводится согласно тематическим блокам и мотивам, выделенным в тех фрагментах дневников и путевых заметок, которые содержат упоминания о евреях. Автор приходит к выводу о том, что для христианских паломников, отправившихся в Палестину, евреи выполняли роль «обобщенного другого». Значимыми маркерами чуждости воспринимались следующие характеристики, приписываемые евреям: отношение к деньгам и занимаемому пространству, манера поведения в общественных местах. Выявлено, что меньшее значение для паломников имели религиозные отличия.