В монографии представлен анализ исследований профессионального развития; рассмотрено содержание профессиональной деятельности специалиста по социальной работе; выделены методологические основы изучения проблемы развития профессиональной компетентности, раскрыты понятие и сущность профессиональной компетентности, выделены ее составляющие, определены психологические факторы и условия ее формирования в вузе; раскрыты содержание и методика организации теоретической и практической подготовки специалистов по социальной работе; проведен анализ уровня и качества подготовки социального работника; описаны методологические основы, цели, задачи и принципы организации образовательного пространства вуза; рассмотрены духовно-нравственные качества личности; дана содержательная характеристика психолого-педагогического сопровождения развития профессионализма социального работника; представлена программа развития профессионально-личностных качеств специалиста; выявлены, систематизированы и обобщены ведущие тенденции и психолого-педагогические условия эффективной организации развития личностного и профессионального развития специалиста.