В статье с позиций теории образовательных пространств анализируются представления Марка Туллия Цицерона об идеальном физическом и духовном пространстве для обучения в Древнем Риме. Материалом послужили как диалоги и трактаты Цицерона, так и тексты некоторых его писем к другу Аттику, проливающие свет на деятельность Цицерона по организации домашнего образовательного пространства. Несмотря на то, что на современном этапе представляется невозможным восстановить внешний облик приусадебных «гимнасиев» Цицерона, тексты его произведений и писем дают возможность утверждать, что они были спроектированы, оборудованы и украшены по образу и подобию греческих образовательных пространств, что выдаёт в Цицероне истинного знатока и ценителя греческого искусства и греческой философии. Семиозис содержательного аспекта образовательного пространства Цицерона рассматривается на примере трактата «Об обязанностях». Для раскрытия педагогической концепции Цицерона проводится лингвосемиотический анализ некоторых ключевых в данном трактате лексем: officium, honestum, virtus, iustitia. Отвергая платные «придорожные» школы, где обучали техническим навыкам, отдавая предпочтение традиционному образованию по греческому образцу, Цицерон создавал места для учёного досуга и тем самым утверждал обязательность организации комфортного образовательного пространства, в котором будет место для совместного поиска истины. Именно такое пространство давало возможность обучения и воспитания vir bonus - истинного, идеального гражданина Рима. Анализ семантики ключевых слов в трактате «Об обязанностях» показал, насколько гармонично физическое образовательное пространство должно быть связано с духовным в педагогической концепции Цицерона. Для обучения и воспитания идеального гражданина требовалось идеальное образовательное пространство, которое пытался создать Цицерон в своих усадьбах и своих произведениях.