Представленное исследование посвящено изучению коррупциогенных факторов в сфере образования современной России. Цель его проведения обозначается как комплексный анализ системы факторов, порождающих коррупцию в образовательной системе РФ. Методология исследования выстроена за счет комбинации анализа обстоятельств происхождения и вторичной обработки данных социологических опросов. Автор приходит к выводу, что на фундаментальном уровне возникновение коррупции внутри образовательной системы обуславливают факторы, не имеющие к ней прямого отношения. В их числе выделяются девальвация научных знаний на фоне сохранения формальной значимости иных документов, подтверждающих наличие образования, примитивизация структуры экономики и сопутствующая деформация рынка труда, распространение престижного потребления и падение статуса интеллектуала в массовой культуре. Среди ключевых факторов генезиса коррупции, имеющих прямое отношение к системе образования, выделены ее недофинансирование, неэффективность существующих схем распределения фонда оплаты труда, разрыв связи между системой подготовки кадров в образовательных учреждениях и запросами рынка труда, увеличение рабочей нагрузки на педагогов, диспропорция прав и обязанностей преподавателя начальной и средней школ, и во многом имитационный характер заочного образования в значительной части вузов