Дата публикации в реестре: 2021-08-05T20:57:56Z
Аннотация:Цель. В статье, подготовленной на основе доклада автора в рамках ХI Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» 23 апреля 2019 г. в МГИМО МИД России, предлагаются доказательства того, что таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, можно рассматривать не только как государственную функцию, реализуемую таможенными органами, но и как государственную услугу. Методология: основу исследования составляют комплексный и системный анализ, общенаучные методы познания - анализ и синтез, диалектический метод, систематизация и классификация, процессный и системный подходы, а также метод сравнения. Результаты. Предлагается научный подход к пониманию деятельности таможенных органов как к исполнению функций и оказанию услуг. Приводятся критерии определения деятельности указанного федерального органа исполнительной власти как услуги: выполнение государственных функций на основе заявлений (запросов) третьих лиц в рамках нормативных полномочий. Выполнено обобщение и систематизация современных научных подходов к содержанию понятия «государственная услуга» и классификации государственных услуг. Доказано, что таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является государственной услугой. Приводится схема государственной таможенной услуги по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включающая в себя субъекты и потребителей услуг, а также связи между ними, такие какие как цель и воздействие. Показано, что оказание таких услуг приводит к формированию потребительской полезности. Определяются приоритетные направления обеспечения качества данного вида государственных таможенных услуг. Дискуссия. Статья носит дискуссионный характер, поскольку предлагает подход к рассмотрению таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, отличный от распространенного ныне административного (функционального подхода). Тем не менее рассмотрение этой области с точки зрения услуг позволяет использовать совершенно иные методы для управления процессом и его результатом - качеством.
Тип: Article
Права: open access
Источник: Право интеллектуальной собственности