Дата публикации: 2021-06
Дата публикации в реестре: 2021-08-05T22:21:17Z
Аннотация:Актуальность исследования определяется социально-культурной сложностью образовательного пространства современных российских университетов. Цель статьи – провести анализ особенностей формирования ценностей студентов современных российских университетов. Для реализации этой цели необходимо также выполнить апробацию одной из возможных методик измерения ценностных установок студентов российских университетов, основанную на анкетировании с применением авторского опросника. Использованы методы полевой работы в университетах регионов Сибирского федерального округа с помощью on-line-технологий: анкетирования и статистической обработки полученных данных. Был применен метод критического анализа современных педагогических концепций. Для выявления статистических закономерностей и корреляций результатов полевого исследования использовали лицензионное программное обеспечение IBM SPSS. Проведено анкетирование и обработано 504 анкеты студентов бакалавриата и магистратуры университетов Красноярского края, Республики Тыва, Томской области, Иркутской области, Республики Хакасия, Новосибирской области, Омской области, Алтайского края. Зафиксированы особенности формирования ценностей, связанные с ценностью коммуникаций: 1) вопреки стереотипам о преобладании ценностей виртуального общения в определенных возрастных категориях студентов всего 2,7 % предпочитают исключительно виртуальное общение. Достаточно высока доля респондентов, которые предпочитают непосредственное общение с людьми – 42,6 %. В возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля чуть меньше и составляет 40,7 %. Исключительно виртуальные коммуникации в этой возрастной категории выбирают 2,1 % респондентов; 2) изменяются символические медиаторы ценностной среды студентов: для 78,6 % студентов преимущественным местом для их свободного времяпровождения являются торгово-развлекательные центры, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля возрастает до 80,4 %; одновременно библиотеки снижают свое влияние на ценностные представления студентов: лишь 16,5 % респондентов посещают библиотеки в свободное время, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля незначительно выше и составляет 16,6 %; среди социальных сетей для российских студентов значение символического медиатора наиболее высоко у социальной сети «Вконтакте»: 94,2 % респондентов всех возрастных категорий используют данную сеть для своих коммуникаций; в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля еще больше и составляет 96,3 %; 3) изменяется технологическая база для формирования ценностных представлений студентов, интернет-технологии используют как для развлечения, так и для чтения книг 59,5 % студентов, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля существенно преобладает и составляет 64 %. Особенности формирования ценностных представлений студентов необходимо учитывать при разработке оценочных средств для универсальной компетенции «многообразие культур», в том числе включить исследовательскую компоненту в соответствующие оценочные процедуры
Тип: Journal Article