Современные отношения производителя и потребителя предполагают усиление интереса к маркетингу. История развития маркетинга насчитывает несколько этапов, включающих производственный, сбытовой, потребительский и социально-этический маркетинг. На протяжении многих лет в СССР для изучения рынка и выстраивания отношений с потребителем маркетинг не использовался. Административно-командная система и централизованное планирование приводили к усилению несбалансированности экономики. Ситуация в Беларуси изменилась в 1990 гг., появились маркетинговые службы и начали осуществляться маркетинговые исследования. Коммерческие предприятия имеют возможности по проведению маркетинговой стратегии. Однако на многих государственных предприятиях отсутствует возможность самостоятельного принятия решений. Руководители таких предприятий не занимается маркетингом или используют принципы промышленного или сбытового маркетинга. На других предприятиях используют лишь отдельные элементы маркетинга и не занимаются изучением рынка. Некоторые предприятия начинают использовать принципы потребительской концепции маркетинга. Небольшая часть современных предприятий переориентирована на принципы маркетинга как концепцию управления рынком. Менее половины предприятий консультируются по вопросам маркетинга, а большинство их не придают значения маркетинговым исследованиям. Рыночному подходу в экономике также мешают ряд экономических факторов. Для развития маркетингового подхода в Беларуси необходимо принятия ряда мер, направленных на усиление роли маркетинга в деятельности предприятий.