Рассматриваются проблемы современной цифровой трансформации вузов России и влияние на ускорение этих процессов ограничительных мер, связанных с пандемией. В основу работы положены результаты двух этапов социологического исследования «Особенности организации работы вузов России в период ограничений в связи с пандемией COVID-19 (мнения студентов и преподавателей)», проведенных сотрудниками МГУ и РУДН в 2020-2021 гг. Целью исследования был комплексный анализ мнений преподавателей и студентов российских вузов о работе в дистанционном формате в период вынужденных ограничений, оценка ими своих цифровых навыков и компетенций и уровня цифровизации их вузов. В статье на примере полученных данных анализируются основные достижения и проблемы перехода к современным цифровым инструментам организации образовательного процесса в вузах страны. В качестве практических рекомендаций по совершенствованию процесса цифровой трансформации высшей школы авторы предлагают ряд возможных мер, которые призваны оптимизировать цифровизацию вузов и направлены на сглаживание ряда ограничений, неизбежно сопровождающих этот процесс. Данная работа адресована широкому кругу читателей, всем, кто интересуется проблемами высшего образования, внедрением цифровых технологий в организацию обучения.