В статье представлен анализ внешней торговли Российской Федерации и Европейского союза в XXI в., особенно в части российского экспорта в ЕС. Цель статьи - исследовать динамику и структуру экспорта Российской Федерации и выявить как абсолютные и относительные, так и количественные, и качественные изменения в этом процессе. Автор приходит к выводу о том, что ЕС как рынок для российских товаров, сохраняя в целом традиционно высокую степень значимости, становится все более нестабильным и поэтому все менее привлекательным. Роль ЕС в качестве ведущего российского партнера по экспорту имеет тенденцию к сокращению под влиянием целого ряда факторов, в значительной степени объективных для России, но не всегда и не в полной мере являющихся таковыми для ЕС. В современных условиях происходит постепенная трансформация товарной структуры российского экспорта в ЕС в сторону снижения удельного веса сырьевых товаров. Исследование проводилось за период 1995-2019 гг. на основе данных международной статистической базы ЮНКТАД для обеспечения достоверности и сопоставимости данных, а также с использованием данных Европейской комиссии и Федеральной таможенной службы России. В процессе исследования автором применялись следующие методы: аналитический, статистический, метод научной абстракции, индукции, а также метод визуализации.