Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И СЛОЖНОСТЬ ИХ ОЦЕНКИ

Дата публикации в реестре: 2022-10-06T17:27:26Z

Аннотация:

Исследуя значимые характеристики педагогического творчества, авторы статьи выделили осмысленность и ориентированность. Как и любой процесс, носящий творческий характер, профессиональное творчество учителя или преподавателя может базироваться на логике или интуиции. Деятельность педагога позиционируется как отдельный тип в зависимости от доминирования одного из упомянутых факторов. Например, современный исследователь Г.Г. Горелова, отталкиваясь от позиции Н.В. Кузьминой о существовании двух уровней педагогического творчества, выделяет теоретическое (исследовательское) и практическое (изобретательское) направления. То, чем занимается преподаватель в рамках своих профессиональных обязанностей, может стать педагогической деятельностью творческого типа. При этом ее основные свойства, позволяющие судить о процессе и результате, а также о личности творца, согласуются с базовыми характеристиками творческой деятельности как таковой. Следует отметить, что профессиональное педагогическое творчество обладает и собственной спецификой, которая репрезентируется в его предмете и методах реализации. Аспекты, связанные с разработкой структуры творчества педагога, тоже вызывают активный научный интерес. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров выделяют две стадии педагогического процесса: проектирование и осуществление. В зависимости от объекта дифференцируются три области: организационно-методическая, социально-коммуникативная и саморазвитие (самовоспитание). Данная классификация благоприятствует более очевидной демонстрации творческой направленности процесса в различных областях и на разных стадиях. В.А. Кан-Калик рассматривает творческую педагогическую деятельность в качестве определенной системы, опирающейся на научный поиск (логику, здравый смысл, знания по преподаваемой дисциплине, психолого-педагогическую компетентность, способность успешно справляться с профессиональными задачами, умение оказывать на студентов значительный учебно-воспитательный эффект) и психическую сферу (психотип и темперамент преподавателя, способность контролировать свое эмоциональное состояние, коммуникативные навыки и умения, интуицию и экспромт, умение извлекать максимальную пользу из творческой составляющей своей личности).

Тип: Article

Права: open access

Источник: Вестник педагогических наук


Связанные документы (рекомендация CORE)