Статья посвящена проблемам, возникающим в связи с внедрением цифровизации в образовательную систему. На основе изучения форсайт-проекта «Образование 2030» рассматривается влияние предлагаемых проектом нововведений на качество образования и воспитания, изменение сознания людей. Исследуются гносеологический и антропологический аспекты этого процесса. Анализируются когнитивные последствия замены понятия «знание» понятием «компетенция», неизбежные в условиях дистантного обучения без учителя, лектора, бумажных учебников, живого контакта между преподавателем и учениками. Рассматривается зависимость формирования интеллекта, креативных способностей человека от художественно-эстетического образования и воспитания, исключённого из проектов цифровизации. Автор прибегает к сравнению концепций французских постструктуралистов в области философии образования с идеями отечественных авторов «Современной цифровой образовательной среды».