В статье рассматривается геополитическая ситуация, сложившаяся на Южном Кавказе после окончания военных действий между Арменией и Азербайджаном, связанных с принадлежностью Нагорного Карабаха, в 2020 г. Отмечается, что сложные внутриполитические процессы в странах региона сопровождаются усилением борьбы за влияние здесь внерегиональных акторов, что осложняет проблему обеспечения региональной безопасности. Признание РФ суверенитета Южной Осетии и Абхазии после войны 2008 г. серьезно повлияло на политическую ситуацию в регионе. Длительный конфликт вокруг Нагорного Карабаха также обостряет проблему безопасности, поскольку затрагивает интересы не только Армении и Азербайджана, но и РФ, Турции, Ирана, США. В статье исследуются публикации ряда зарубежных «мозговых центров», реализующих специальные исследовательские программы по России и Евразии, в которых значительное место отводится анализу причин карабахского конфликта, рассматриваются интересы стран Южного Кавказа, выделены различия в позиции Турции и РФ по обеспечению региональной безопасности. В статье также получила освещение инициатива по переговорному формату «3+3» и ее значение для урегулирования сложившейся ситуации. Эта идея была поддержана Турцией, Азербайджаном, Ираном, Арменией, Россией, но вызвала неприятие со стороны США. Авторы приходят к заключению, что роль РФ в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха фактически игнорируется зарубежными исследователями, однако со снижением напряженности в этом конфликте отмечается рост количества зарубежных исследований, где прогнозируется неминуемое обострение ситуации вокруг Грузии.