Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
596 024

Половые различия регуляции вегетативной нервной системы у студентов в условиях длительной работы в интернете

Дата публикации в реестре: 2022-10-06T17:42:33Z

Аннотация:

Постановка проблемы. Увеличение роли удаленного обучения с использованием информационных технологий существенно изменило характер образовательной деятельности, снизив роль коллективных компонентов обучения, невербальных форм передачи информации, увеличив значение индивидуальных компонентов в образовательном процессе. При этом, во многих исследованиях отмечаются различия вегетативного обеспечения операторской деятельности у мужчин и женщин. Цель работы - изучение особенностей вегетативного реагирования у юношей и девушек при интенсивной работе в интернете в период обучения. Результаты. Обследовано 48 студентов (26 юношей и 22 девушки), осуществляющих активную непрерывную работу в интернете по заданию, которое включало поиск информации и составления эссе на тему психологических особенностей восприятия информации в режиме онлайн. Общее время непрерывной работы составляло 180 мин. Вегетативный статус обследуемых изучался по показателям анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР), которые регистрировались до работы на компьютере и после выполнения задания. Изучены следующие показатели: RMSSD - (мс) квадратный корень из суммы квадратов разности величин последовательных пар R-R-интервалов; SDNN - стандартное отклонение от средней длительности всех R-R-интервалов; мощность спектров различных частотных диапазонов: высокой частоты (HF), отражающей активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и низкой частоты (LF), отражающей активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Зарегистрированные данные ВСР, полученные перед работой на компьютере, показали отсутствие значимых различий между обследуемыми группами юношей и девушек. В то же время, после интенсивных занятий в интернете по поиску информации по заявленной тематике, были выявлены существенные различия. Вегетативный статус у юношей характеризуется общей ваготонией, а у девушек - частичной симпатикотонией. Практическая значимость. Полученные результаты позволяют утверждать, что длительные занятия в цифровом пространстве у юношей и девушек в условиях обучения достоверно влияют на вегетативный статус. В связи с этим необходимо проведение дальнейших исследований для разработки методических рекомендаций и санитарногигиенических норм, учитывающих особенности вегетативного реагирования у мужчин и женщин при организации продуктивного образовательного процесса с интенсивным использованием компьютерных технологий.

Тип: Article

Права: open access

Источник: Технологии живых систем


Связанные документы (рекомендация CORE)