После нахождения «вне закона» в советский период религиозное образование с 1990-х гг. становится объектом нормативно-правового регулирования - сначала в законодательстве о свободе совести, а затем - и в законодательстве об образовании. Религиозное образование - это не только одна из гарантий реализации основных прав и свобод человек, но и путь к сохранению единого образовательного и культурного пространства, развитию гуманитарных контактов на территории бывшего СССР, в том числе в границах ЕАЭС. В статье исследуются основные тенденции формирования законодательных основ религиозного образования в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии. Выявляются факторы, влияющие на их формирование - международно-правовые стандарты по вопросам религиозного образования, рекомендации «мягкого права», формирующиеся на универсальном и региональном уровнях (рекомендации ПАСЕ «Образование и религия», модельные законы СНГ о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях и т.д.). Рассматривается влияние законодательного регулирования религиозного образования на процессы духовного развития общества, возможности его использования в целях борьбы с религиозным экстремизмом.