Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Модель мягких навыков. Современное образование и soft skills

Дата публикации в реестре: 2022-10-06T17:51:25Z

Аннотация:

В условиях быстрых и все ускоряющихся перемен, стремительного прогресса науки и техники сегодня никто не может точно сказать, какие навыки будут востребованы завтра, чему стоит учить и учиться. Очевидно, что образование должно при этом приобрести не «догоняющий», обращенный в прошлое, а устремленный в будущее, опережающий, преадаптивный характер. В статье показана необходимость развития в системе образования, наряду с предметными, специализированными (hard skills) знаниями и умениями, мягких (универсальных, метапредметных, гибких, ключевых, жизненных) навыков (soft skills), необходимых для использования передовых технологий в разных сферах жизни. Обозначены социально-педагогические характеристики таких навыков и подходы к их определению и систематизации. Показано, что важным этапом их формирования выступает общеобразовательная школа. Охарактеризована разработанная на основе методологии персонализированного образования и реализованная на школьной цифровой платформе «СберКласс» модель, включающая семь мягких навыков (системное мышление, критическое мышление, креативное мышление, принятие решений, эмоциональный интеллект, управление собой, работа в команде), объединенных в три группы (когнитивные, социальные, эмоциональные), а также их компоненты. Представленная модель соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как в части базовых принципов (развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач; развитие сотрудничества и уважения к другим и самому себе; применение технологий совместной работы; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни), так и по группам планируемых личностных и метапредметных образовательных результатов (универсальные учебные действия, базовые навыки), таким образом учитывая традиции отечественного образования, реалии сегодняшнего дня и вызовы будущего времени.

Тип: Article

Права: open access

Источник: Образовательная политика


Связанные документы (рекомендация CORE)