Важнейшей частью советской социалистической трансформации,
а после распада СССР – его суверенных наследников, являются проекты
нациестроительства. При огромных, сущностных различиях, их сближает
генетическая связь с советским прошлым, инструментарий социальной инженерии
и формат государственных проектов, этническая основа понимания формируемой
нации. Разведенные во времени и осуществляемые разными акторами советский
и суверенные проекты объединяет роль городов как ключевого инструмента
по производству нации. Задача статьи – сравнить роль провинциальных городов
в двух проводимых центральными властями проектах. Для советской эпохи –
уездного Верхнеудинска, назначенного быть столицей советской Бурятии.
На примере Усть-Каменогорска
суверенного Казахстана рассматривается реализация
проекта формирования нации-государства
в одном из регионов страны. Разные
источники миссии, разные времена и контексты – но общая ситуация, где этнически
и культурно иной город должен, используя известную метафору о трансформации
«крестьян во французов», превратить патриархальные традиционалистские
сельские общества в современные нации. Получая от власти новые функции,
меняя общество, города сами радикально меняются как по составу населения,
так и по характеру взаимоотношений в городском сообществе. Они притягивают
«титульное» сельское население и формируют общности нового типа – «городских
бурят» и «городских казахов». Их городская культура создается как результат
сложного синтеза русского и собственного языка и культуры в жестких рамках
городской экономики, социальной структуры, образа и стиля жизни. Новые волны
сельских мигрантов приносят с собой элементы традиционализма и тенденцию
к аграризации. Происходит динамичное, часто конфликтное взаимодействие русских, титульных горожан и новичков – сельских мигрантов в рамках, задаваемых
городом и политикой власти