Дата публикации: 2022
Дата публикации в реестре: 2022-10-06T22:37:45Z
Аннотация:Работа посвящена изучению повседневной активности подростков в офлайн, онлайн и смешанной реальности посредством дневникового метода. В исследовании приняли участие 125 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. На первом этапе исследование проводилось с помощью онлайн-сервиса Google forms, на втором – с помощью чат-бота в Telegram. Полученные результаты подтверждают данные о высоком уровне пользовательской активности подростков. Выявлена значительная недооценка подростками своего уровня пользовательской активности – в среднем до трети от предполагаемого ими времени. Отмечается изменение в образе мира: более трети подростков, участвовавших в исследовании, ощущают себя живущими в смешанной реальности. При этом такое представление характерно для подростков с более высокой пользовательской активностью, в первую очередь гиперподключенных. Подавляющее большинство под-ростков субъективно определяют себя как многозадачников, при этом достаточно высоко оценивая свою эффективность в таком формате. Совмещение различных видов активности оказывается характерным для подростков с более высокой пользовательской активностью, особенно для гиперподключенных, которые используют многозадачный формат деятельности интенсивнее. Выявлена динамика его использования: по сравнению с пиком многозадачной активности в будни, когда подростки совмещают учебу с поиском дополнительной информации и другой познавательной деятельностью, а также общением, в выходные наблюдается спад многозадачной активности, за исключением вечерних часов. В этом контексте многозадачность можно рассматривать как инструмент адаптации к сложности и разнообразию современного мира. Характер совмещения онлайн- и офлайн-активностей схож с совмещением онлайн-активностей: в будние дни по утрам учеба совмещается либо с коммуникативной, либо с поисково-познавательной деятельностью, в вечернее же время подростки совмещают выполнение бытовых дел с коммуникативной, развлекательной или поисково-познавательной деятельностью онлайн. Таким образом, высокая пользовательская активность и многозадачность выступают одними из атрибутов жителя смешанной реальности, а цифровая активность не вытесняет привычные социальные практики, характерные для данного возраста, а дополняет и, вероятно, усиливает возможности удовлетворения потребностей подростков, в первую очередь в коммуникации и познавательной деятельности.
Тип: статьи в журналах
Источник: Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. С. 20-45