Дата публикации: 2022
Дата публикации в реестре: 2023-02-21T12:21:12Z
Аннотация:Речевая компетентность занимает особое место в личностной и профессиональной структуре выпускника любого современного вуза, а педагогического вуза в особенности: способность и готовность к качественной речевой деятельности является основой труда учителя. Полифункциональная сущность компетентности исследуемого в настоящей работе вида находит уникальную реализацию в целостном педагогическом процессе: является важнейшим образовательным средством, с одной стороны, а с другой - показательным результатом обучения и воспитания. Феноменальностью природы данной компетентности и обусловлен наш интерес к ее комплексному исследованию. Целью исследования является изучение специфики процесса формирования речевой компетентности у студентов педагогического вуза. Методы исследования. Анализ специальной научно-методической литературы, а также обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме позволили выявить, с одной стороны, сложную структурную сущность речевой компетентности, а с другой - необходимость создания максимально эффективного для ее формирования у студентов образовательного пространства в вузе. Педагогический эксперимент позволил нам апробировать технологию формирования речевой компетентности на базе Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ. Методы статистической обработки дали возможность аргументированно представить результаты исследования. Выводы и рекомендации. В результате проведанного исследования нами была разработана технология формирования речевой компетентности, которая прошла успешную апробацию в процессе изучения дисциплины "Русский язык и культура речи" студентами второго курса, обучающимися по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: у студентов улучшились показатели по четырем основным видам речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Разработанная нами технология может быть эффективной при формировании речевой компетентности у будущих педагогов не только при изучении речеведческих, но и других дисциплин, которые изучаются в соответствии с учебным планом.
Тип: article