Дата публикации: 2022
Дата публикации в реестре: 2023-02-21T12:22:12Z
Аннотация:Проблема исследования. Сегодня наблюдается рождение нового цифрового общества. Однако различные технологические и социальные изменения, вызовы современного общества несут в себе и известную долю неопределенности. В силу этого и встает сегодня вопрос об обучении подрастающего поколения в цифровой образовательной среде. Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, сегодня начинает неуклонно снижаться возрастной порог, с которого дети знакомятся с постоянно возникающими информационными технологиями: например, уже в дошкольном возрасте они имеют возможность получения доступа к сети Интернет в условиях собственного персонального компьютера. Из этого можно сделать вывод, что процесс формирования и развития информационной культуры надо начинать уже в раннем возрасте. Результативность данного процесса будет достигнута тогда, когда школа создаст единую безопасную цифровую среду и будет сформирова-на информационная культура субъектов образовательного процесса. Различные аспекты проблемы исследования представлены в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Так, в своих работах они, в частности, рассматривают такие аспекты информатизации в области образования, а также формирования и развития информационной культуры подрастающего поколения, как: повышение информационно-аналитической куль-туры личности у Н.А. Слядневой; расширение информационной инфраструктуры в образовательной среде школы у Ю.Г. Коротенкова; внедрение информационных технологий в образовательное пространство у И.В. Роберта, С.В. Панюковой; использование компьютеров в образовании и обучении у В.П. Беспалько; компьютеризация образовательного процесса в учебных заведениях у Ю.С. Брановского и т. д. В то же время, в педагогических исследованиях не раскрываются в полной мере педагогические условия развития информационной культуры обучающихся в цифровой среде. Изучение научной литературы и современного состояния образовательной практики по проблеме исследования позволило выявить следу-ющее противоречие: между требованиями федерального государственного образователь-ного стандарта основного общего образования к уровню сформированности информационной культуры обучающихся и недостаточной теоретической и практической обоснованно-стью педагогических условий эффективности ее развития в цифровой среде. Рассматривая основные приоритеты общего образования, мы выяснили, что целью на сегодняшний день является формирование информационной культуры обучающихся. И это говорит не только в пользу образовательной необходимости, но также и в пользу того обстоятельства, что сама роль информационной деятельности постоянно возрастает, меняя, по сути, весь ха-рактер жизни, где требуется информационно активный и инициативный индивид, способ-ный осуществлять с использованием технологических средств самые смелые решения. В статье применялись следующие методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения психолого-педагогической и ме-тодической литературы; обобщение, систематизация, классификация, сравнение. В каче-стве эмпирических методов использованы факторный качественный анализ, анкетирова-ние. В исследовании приняли участие 35 студентов 4 курса по направлению подготовки Пе-дагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Практическая значимость ис-следования заключается в том, что разработана программа развития информационной культуры обучающихся в цифровой среде, позволяющая комплексно развивать все струк-турные компоненты информационной культуры личности. Материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями-предметниками в процессе развития информационной культуры обучающихся. Материалы исследования также могут быть ис-пользованы студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Тип: article