Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

САМОИРОНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС И ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ

Дата публикации: 2022

Дата публикации в реестре: 2023-04-03T12:03:43Z

Аннотация:

Верный способ привить ученику любовь к предмету и желание его изучать - вызвать уважение и симпатию к личности учителя. Мнение психологов и наш собственный опыт убеждают нас в том, что чувство юмора и самоирония занимают важное место в ряду качеств человека, привлекательного для окружающих. В статье рассматривается понятие "самоирония педагога" как педагогический ресурс, фактор личностного роста учителя и инструмент создания эмоционально-комфортной среды в процессе познания. Цель исследования - оценить дидактический и методологический потенциал самоиронии на основании теоретического и эмпирического осмысления феномена; выделить функции и особенности самоиронии как педагогического ресурса. С целью выяснить отношение учителей и учеников к самоиронии педагога в образовательном процессе был проведен опрос, в котором приняло участие 63 педагога Санкт-Петербургских школ, а также анкетирование 13 стажеров направления "Литературное творчество" в ОЦ "Сириус". Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической и философской литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - анкетирование, опрос; статистические методы - качественный и количественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного университета и образовательного центра "Сириус". Выводы и рекомендации. Полученные в процессе исследования результаты позволили очертить следующий круг функций самоиронии в образовательном процессе: создание позитивного образа учителя и формирование адекватной самооценки педагога, формирование защитного механизма, профилактика эмоционального выгорания, налаживание продуктивного общения между учителем и учеником, мягкая корректировка поведения ученика и развитие мягких навыков. Анализ полученных мнений педагогов выявил интересное противоречие между теорией и практикой. Та же группа опрошенных педагогов, которая положительно охарактеризовала самоиронию как качество личности, высказала два основных опасения: потерять уважение класса и утратить серьезное отношения учеников к предмету. Анкетирование школьников показало не слишком большое влияние самоиронии педагога на образовательный процесс либо неспособность учеников её считывать.

Тип: article


Связанные документы (рекомендация CORE)