Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
596 024

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ИСТОЧНИК ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Дата публикации: 2022

Дата публикации в реестре: 2023-04-03T12:04:00Z

Аннотация:

Ориентиром трансформации общего образования является создание для обучающихся развивающей, творческой и безопасной среды. При этом ключевой фигурой образовательного процесса считается профессионально развитый, благополучный, эффективно работающий педагог. В настоящее время перехода к вектору цифрового развития общего образования учитель не только решает традиционные поставленные перед ним задачи обучения, развития и воспитания школьников, но и является наставником обучающихся в решении практических задач в цифровой среде с использованием цифровых инструментов и сервисов, обеспечивает формирование у школьников цифровой грамотности как компонента общей культуры гражданина цифрового мира. Важная миссия при этом возлагается на учителя информатики. В рамках школьного курса информатики наиболее полно могут быть освещены все области цифровой грамотности школьников. Целевые приоритеты цифрового общества обусловливают необходимость развития цифровой компетентности учителя информатики, проектирования соответствующей концепции и моделей ее формирования, расширения содержания, организационных форм и методов профессиональной подготовки учителей информатики в аспекте цифровой составляющей, разработки индикаторов оценки сформированности цифровой компетентности. Целью исследования является научное обоснование и доказательство ведущей роли цифровой компетентности в обеспечении профессионального развития, благополучия и эффективности учителя информатики в условиях цифровой трансформации общего образования. Цифровая компетентность учителя информатики, представленная взаимодополняющими друг друга общепользовательскими, общепедагогическими и предметно-педагогическими цифровыми компетенциями, становится основой профессионального развития, благополучия и эффективности учителя в цифровую эпоху. Это обусловлено естественными закономерностями в функционировании педагога как индивидуального и коллективного субъекта педагогической деятельности в цифровой образовательной среде. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по предмету исследования, обобщение педагогического опыта подготовки учителей информатики и установление логической связи между цифровой компетентностью учителя, потенциалом цифровых технологий и профессиональным развитием, благополучием и эффективностью учителя в цифровой образовательной среде. С позиций системного подхода представлена структура цифровой компетентности совокупностью общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических цифровых компетенций, позволяющих учителю уверенно позиционировать себя в профессиональной и повседневной деятельности в цифровой среде. С позиций деятельностного подхода рассматривается учитель, который приобретает новые знания о цифровой действительности и формирует цифровые навыки их использования в ходе творческой практической деятельности. Активность учителя, ориентированная на положительное функционирование в цифровой среде является основой его профессионального развития и благополучия. С позиций праксиологического подхода учитель рассмотрен как субъект, "творец собственной успешной деятельности", оцениваемой в праксиологических категориях рациональности, эффективности, успешности. Праксиологический подход позволяет выявить факторы, способные повысить эффективность взаимодействия педагога и обучающихся в цифровой образовательной среде, сформировать готовность учителя к критической самооценке своей деятельности, важной для его профессионального развития и благополучия.

Тип: article


Связанные документы (рекомендация CORE)