Исследование проведено с целью определить характер мифологизма в современной прозе Казахстана, объяснить использование мифов в романах А. Нурпеисова, А. Жаксылыкова и Н. Веревочкина, являющихся представителями духовно-интеллектуального течения в современном литературном процессе. Предметом исследования авторов является полифункциональность мифа, его семантика и структурообразующая функция в произведениях казахстанских прозаиков конца ХХ - начала ХХI вв. В первой части статьи основное внимание уделено мифопоэтике дилогии А. Нурпеисова «Последний долг», интерпретации мифологем и смысла поступков главного героя, рассматриваемого нами как мифологического героя. Вторая часть посвящена анализу мифологического сюжета романа Аслана Жаксылыкова «Поющие камни», толкованию символики священного камня ИньЯн. В следующем разделе речь идет о романе Николая Веревочкина, трактуемого нами как роман-миф.