Исследование выполнено в русле современного направления –
лингвистика информационно-психологической
войны,
основной задачей которого
является вскрытие в текстах смыслов, разрушающих национальные ценности.
Православная вера, будучи одной из таких ценностей русского человека, занимает
ведущую позицию в перечне мишеней информационного воздействия. В работе
анализируется комический поликодовый текст стендап-комедии,
способный
эффективно влиять на сознание людей и выступать тем самым инструментом
дискредитации Православия.
Эмпирическим материалом явилась стендап-комедия
А. Долгополова «Новый
час шуток», где стратегия дискредитации Православия реализуется через тему
«вера в Бога». Применение метода тематического расслоения позволило раскрыть
систему образов персонажей с целью обнаружения содержательных компонентов
(интродукция, портретная и речевая характеристика, авторское отношение),
заложенных автором текста в эти образы. Выявленный спектр коммуникативных
тактик и лингвопсихологических приемов программирования сознания дал
возможность установить языковые средства достижения манипулятивного воздействия
на аудиторию с целью формирования к Православию отрицательного отношения
и отказу от православной веры.
Результаты исследования могут быть применены в сфере обеспечения национальной
безопасности