Дата публикации: 2023
Дата публикации в реестре: 2023-12-05T16:03:16Z
Аннотация:Представлены результаты применения дискурсивной парадигмы к интерпретации социологических понятий девиантологии общества потребления. Актуальность работы определяется необходимостью отнесения социальных действий участников практик общества потребления к нормальным или девиантным, выявления их содержания и оценки с позиций различных наук. Анализу исследуемой проблемы предшествовало рассмотрение концептов дискурсологии, что позволило проследить процесс формирования дискурсивной идентичности девиантологических понятий. Обосновано, что категориальный аппарат дискурсологии широко применяется в отношении понятий теории девиаций, в том числе девиантологии общества потребления. Доказывается необходимость дискурсивной идентичности в интерпретации понятий девиантологии общества потребления не только в научных, но и в прикладных целях. Выделяются два основания многозначности интерпретации новых понятий, относящихся к расширяющемуся понятийно-категориальному аппарату девиантологии в контексте изучения общества потребления. Первое из них отражает многообразие определений новых социальных практик общества потребления с позиции оценки действий их акторов как девиантных представителями различных научных дисциплин; второе базируется на констатации результатов описания пространства исследования терминов, появившихся как результат научного анализа общества потребления в девиантологическом ключе. Авторы придерживаются точки зрения, что достижение дискурсивной идентичности в трактовке терминов девиантологии может стать основой для объединения усилий многих наук как в процессе изучения отклоняющегося поведения, так и достижения единства взглядов в оценке тех или иных феноменов как девиантных. Обоснование методологии, адекватной решению задач заявленной проблемы, осуществлено через выделение семи авторских методологических постулатов, объединенных в три методологические позиции, обозначенные как диалектический подход к дискурсивной идентичности; детерминированность дискурса и дискурсивной идентификации социокультурным контекстом исследования и предметной определенностью науки; и, наконец, тезис о необходимости достижения дискурсивной идентичности не только в сфере интерпретации понятий, но и в сфере социальных коммуникаций как основы консенсуса и солидарности. Девиантология общества потребления определяется как одна из субдисциплин общей девиантологии, в которой дискурсу подвергаются как социальные практики с позиции норм и отклонения от них, так и регулируемые нормами социальные отношения, что с необходимостью приводит к корреляции эпистемологической дискурсивности и онтологически-этического аспекта анализа. Применение авторских методологических позиций в парадигме дискурсивности осуществлено на примере дискурса шопинга. На основе применения первой методологической позиции обосновано, что достижение эпистемологической конвенции в отношении оценки шопинга опирается на динамику и количество дискурсивных идентичностей шопинговых практик в исследованиях ученых-девиантологов. Вторая методологическая позиция позволяет проследить формирование дискурсивной идентичности в понимании шопинга с позиции различных наук с их предметной определенностью. В ходе анализа используются элементы конвенциональной эпистемологии. Выявлена предметная определенность психологии, экономики и культурологии в интерпретации шопинга как поведенческой практики общества потребления и обосновано, что его девиантогенный потенциал наиболее актуализируется педагогической наукой в контексте исследования социализации подрастающего поколения.
Тип: статьи в журналах
Источник: Язык и культура. 2023. № 63. С. 29-43